Жестокое обращение с детьми и его последствия

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития. Такие дети

  • отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
  • позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
  • значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
  • часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
  • у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Также как следствие жестокого обращения возможны различные заболевания:

  • при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;
  • при сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки, необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота;
  • психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита;
  • при эмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка;

Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:

  • часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
  • любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
  • несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
  • низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
  • высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

В социальных последствиях жестокого обращения с детьми можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта: вред для жертвы и для общества. В числе социальных последствий можно назвать такие, как:

  • трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
  • пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
  • проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Каковы же общественные потери насилия над детьми?

  • потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
  • потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;
  • потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;
  • воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

 2006-11-13 
КЦ "Екатерина"