Возрастные особенности последствий домашнего насилия

 

ЭМОЦИИ

СОЗНАНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНИКИ
Дети в этом возрасте наиболее беспомощны и ранимы и обладают в наименьшей степени познавательн ыми и поведенческими навыками для того, чтобы справиться с ситуацией.

Паника, беспокойство.
Беспокойство в отношениях с обоими родителями.
Тревога о разводе.
Эмоциональное оцепенение, раздражительность

Короткая память на события.
Ограниченное понимание насилия.
Тревога за нарушение привычного хода событий.
Хочет воссоединения семьи.

Плачет, жалуется, вспышки раздражения, уход в себя, пассивность.
Потеря развивающих навыков (несдержанность, эгоизм).
Неразговорчивость, безответственность.
Ночные кошмары, нарушения сна.

ШКОЛЬНИКИ
Дети этого возраста обладают более широким спектром познавательных, эмоциональных и поведенческих навыков для того, чтобы справиться с ситуацией, которая их травмирует. Они делают более активные попытки сопротивления насилию, стремятся защитить жертву, и определить значение стрессовых ситуаций. В результате, по сравнению с детьми более младшего возраста, эти дети испытывают чувство вины и стыда, двойственное отношение к родителям и постоянную депрессию.

Депрессия, унылое состояние, беспокойство, чувство вины и стыда. Чувствует ответственность и беспомощность, беспокойство и повышенная чувствительность к сигналам об опасности недоверие ко взрослым.
Двойственные чувства по отношению к родителю, совершающему насилие (одновременно привязанность и сомнение).

Недостаточная способность сконцентрироваться, назойливые мысли и образы насилия.
Фантазии по поводу освобождения жертвы или семьи.
Попытки понять насилие.
Двойственное отношение к вопросу о разводе.

Снижение школьной успеваемости.
Унаследованное, пассивное социальное поведение.
Жалобы психосоматического характера (болит живот, голова и т.д.).
Агрессивность и жестокость по отношению к другим.
Непослушание и вызывающее поведение, разрушение мебели, вещей.
Проигрывание травматической ситуации в процессе разговора и игры.
Нарушение отношений со сверстниками.
Формирование вредных привычек.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Постоянное проявление нетерпимости и насилия в семье приводит к отчуждению детей юношеского возраста от их семей. В результате подростки могут покидать семьи в раннем возрасте и выказывать антисоциальное и саморазрушающее поведение. Двойственность в отношении родителей может смениться благосклонностью к одному из них.

Самобичевание, чувство вины и стыда, мысли о самоубийстве.
Гнев, ярость, взрыв эмоций, проявление агрессии.
Депрессия и чувство безнадежности.
Преданность одному из родителей.
Отсутствие сочувствия к другим, подозрительность и недоверие по отношению к взрослым.

Назойливые мысли и образы насилия.
Недостаточная способность концентрироваться.
Смешение любви и насилия.
Вера в то, что насилие - это нормально.
Перекладывают вину за свои действия на других.

Снижение школьной успеваемости, прогулы занятий, побеги из дома.
Повышенная сексуальная активность.
Антисоциальное поведение, правонарушения, пристрастие к алкоголю, наркотикам.
Отказ от сотрудничества со взрослыми, взрывной и насильственный характер в межличностном общении.
Насилие и оскорбление любимых.

 2007-09-12 
КЦ "Екатерина"