Виды насилия над детьми

Физическое насилие: удары кулаками и ладонью, порка ремнем, связывание, удушение, подвешивание, ожоги, прижигания сигаретами, вырывание волос, щипки, пощечины и подзатыльники, пинки, бросание предметов, сдавливание рук и ног, порезы, уколы, срезание ногтей с кровью, и.т.д.

Сексуальное насилие: эксгибиционизм, вуайеризм, любые сексуальные действия в отношении ребенка, инцест, причинение боли или вреда здоровью посредством сексуальных действий, видео и фотосъемка обнаженных детей, присутствие ребенка при сексуальных действиях членов семьи, показательные изнасилования, просмотр с детьми порнографии.

Эмоционально-психологическое насилие: тотальный контроль, постоянная критика действий, мыслей и убеждений ребенка, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж, навязывание мировоззрения, критика друзей и запрет на общение с ними, принуждение достигать цели родителей, постоянные допросы, совершение насилия в отношении домашних животных или разрушение дорогих ребенку предметов, преследование, прерывание сна, процесса еды, и т.д.

Экономическое насилие: принуждение работать или попрошайничать, лишение карманных денег, изъятие денег у ребенка, полное отсутствие денег на карманные расходы; ребенок часто голоден; отсутствие игрушек; частые опоздания и отсутствие на занятиях (вследствие принуждения работать или попрошайничать); одежда ребенка не соответствует погодным условиям и т.п.

Пренебрежение интересами ребенка: гигиеническая запущенность, отсутствие своей территории, необходимых книг и игрушек, непосещение занятий, отсутствие одежды и еды, одежда не по сезону, нелечение зубов и других заболеваний, оставление детей дома одних без присмотра, поручение дел, не соответствующих их возрасту, и т.д.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обра- щения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми вы- деляются:

  • Нарушения физического и психического развития:
    • отстают в росте, массе, эмоциональном и речевом развитии от своих сверстников;
    • позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
    • значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
    • часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
    • у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
  • Различные заболевания как следствие жестокого обраще- ния:
    • при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;
    • при сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки;
    • психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоционально-психологическом насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
  • Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:
    • часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
    • любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
    • несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
    • отсутствие положительного образа своего «Я», низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреп-лению чувства вины, стыда, неполноценности, «я хуже всех»;
    • высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
  • Социальные последствия жестокого обращения с детьми:
    • проблема беспризорности и детской проституции;
    • антисоциальное поведение (криминальные действия), правонарушения;
    • агрессия и жестокость в дошкольных и школьных учебных заведениях;
    • трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
    • пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
    • проституция, венерические долезни, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Како- вы же общественные потери насилия над детьми?

  • Потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
  • потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;
  • потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;
  • воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы жертвы сами часто становятся насильниками.

 2009-12-30 
КЦ "Екатерина"