План действий педагога, узнавшего о насилии над ребенком

  1. При работе с ребёнком педагогу необходимо обращать внимание на характерные признаки, указывающие на насилие в семье:
    • Физическое насилие: постоянные физические травмы. Рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга; синяки на частях тела, которые не являются обычными синяками детских игр или падений (на щеках, глазах, ушах, губах, животе, ягодицах, плечах, бёдрах…); два синяка под глазами (могут появиться от удара по затылку); синяки виде отпечатков пальцев; ожоги или раны, следы человеческих зубов. Гигиеническая запущенность; ребёнок часто выглядит уставшим или больным и т.п.
    • Сексуальное насилие: необъяснимая беременность; венерические заболевания; вагинальные или анальные кровотечения; разрывы вагины или ануса; синяки на внутренней поверхности бёдер, груди и ягодицах; не соответствующие возрасту сексуальные знания; игры и поведение с сексуальным оттенком, сексуально-развязное поведение; кровоподтёки от поцелуев, возможно развитие энуреза, энкопреза. Рассказывает истории сексуального содержания, рисует сексуальные сюжеты или фантазирует на тему сексуального насилия. Попытки самоубийства; причинение травм самому себе; страх мужчин, отдельных людей и т.п.
    • Эмоционально-психологическое насилие: низкая самооценка; очень высокая тревожность; проявление агрессии; жестокость по отношению к другим детям или животным; замкнутость, отстранённость; угнетённое состояние, депрессия. Ребёнок часто становится мишенью для издевательств со стороны других детей; никому не доверяет; не умеет заводить друзей и поддерживать отношения; другие дети избегают общения с ним и т.п.
    • Экономическое насилие: полное отсутствие денег на карманные расходы. Ребёнок часто голоден, у него дома нет игрушек. Он часто опаздывает или отсутствует на занятиях (вследствие принуждения работать или попрошайничать); одежда ребёнка не соответствует погодным условиям и т.п.
  2. При наличии ряда признаков, свидетельствующих о насилии в отношении ребёнка, необходимо получить дополнительную информацию для установления фактов совершения насильственных действий с ребёнком. Для этого о ситуации необходимо сообщить администрации школы и вызвать родителей. В школе беседу может проводить завуч по воспитательной работе либо сам педагог. В дальнейшем, педагог может направить родителей для беседы с завучем (специалист по учебно-воспитательной работе). Исходя из степени тяжести ситуации, завуч может:
    • вынести родителям предупреждение;
    • организовать совет профилактики, с присутствием родителей;
    • написать представление в КДНиЗП и/или милицию.
  3. По установленным фактам физического и/или сексуального насилия в семье педагог по закону в обязательном порядке должен проинформировать правоохранительные органы. Педагог может сделать это самостоятельно либо через администрацию школы (главное, чтобы информация была доведена до правоохранительных органов: милиции и прокуратуры). Если насилие над ребёнком совершают несовершеннолетние, но оно не носит серьезных последствий (например, оскорбления, унижения и др.), то в этом случае необходимо написать представление в КДНиЗП. Если насилие совершают взрослые – заявление в милицию.
  4. Если ситуация неясная и нет возможности получить достаточное количество информации из различных источников, то педагогу или администрации также необходимо подать заявление в милицию. Милиция имеет право вести расследование и может вести дальнейший сбор информации (опрашивать соседей, родственников и т.д.).
  5. Специалистам школы (педагог, психолог, социальный работник, завуч) необходимо разработать план действий по выводу ребёнка из кризисной ситуации, в т.ч. ситуаций эмоционально-психологического и экономического насилия. Помощь в этом могут оказать специалисты районной социально-психологической службы помощи семье и детям.
  6. При злостном уклонении родителей от обязанностей по воспитанию ребёнка педагог имеет право собрать необходимые документы (характеристику ребёнка, акт жилищно-бытовых условий, докладные и др.) и направить в отдел опеки и попечительства для решения вопроса о лишении родительских прав.

 2009-12-31 
КЦ "Екатерина"